Учебный курс
"Спроектируй свой терем"
Вместе создаём культурную среду для жизни и творчества.
Основы ведической архитектуры
и мировосприятия.
Из прошлых занятий мы смогли узнать, что терема имеют прямую связь с ведической архитектурой и в общих чертах разобрались, как выглядел и функционировал терем, как он был устроен. В этом уроке мы разберём терем с точки зрения духовной культуры и тех целей и задач, которые ставили перед собой наши предки с ведическим мировосприятием.

Стремление людей к познанию света и наполнению им своей жизни лежит в основе строительства теремов. Терем - это инструмент человека на пути созидания и восхождения духа, для создания которого необходимо понимание глубинных целей и задач нашегоРода и способов их решения. Наши предки называли себя православными - славящими правь - мир чистого направления духа и "обитель светлых Богов". Их главной задачей было именно восхождение духа, т.к. мир Прави - это мир духа. И этому они подчиняли всё остальное. Мир Слави - мир образов - светлых образов. Собственно душа мыслит образами. И мир Яви - плотный мир - плоть. Где мы воплощаем свои образы, ведомые духом.
Одна из ступеней в восхождении - стать земными богами, то есть асами. Восхождение происходит через процесс познания окружающего мира и себя как его неотъемлемой части(что и называется жизнью) и умение созидать. То есть строить. Сводить 3 мира в том, что ты делаешь. То есть дух(чистое устремление-мотив), совесть, которая стоит над духом. Правильный, гармоничный со-размеренный образ и его во-площение по законам явного мира. В результате такого созидания душа наполняется радостью и происходит восхождение духа.
Дом строят для жизни. Понятие Жизнь - очень схоже с образом "живот". То есть то, что наполняется и "переваривает" принятое им, извлекая полезные вещества и выводя шлаки. По сути это и есть жизнь. В результате которой мы выносим полезный опыт, умение жить в мире и созидать. И от качества того, что попадает в живот, во многом зависит то, что мы из этого можем извлечь. Питание бывает информационное, энергетическое, просто пища, впечатления. И всё это хранит и преобразует "живот".
Переносим этот образ на терема. Терем задаёт определённый образ жизни, определённый уклад, который должен привести человека к целостности. Даже скорее так: наш Род(народ) называл себя православным и стремился к Прави. Так когда - то было договорено. И, исходя из этого, был выработан определённый уклад жизни, который этому способствовал. То есть то, чем наполняли себя предки каждый день. И, исходя их этих потребностей, они и строили жилища, учитывая свой достаток, технические возможности и бытовые потребности.
Изначально терем строил Род. И само понятие о тереме происходит из родового уклада жизни. До сих пор под понятием "терем" многие имеют в виду "родовое гнездо".
Ещё один важный и интересный вопрос о взаимодействии мужского и женского начал. И их отражение в структуре дома и терема.
Материальная культура.

Во второй половине 19 века растущее национальное самосознание поставило задачу выработки национального стиля в архитектуре. Ключевой фигурой в этом деле стал Лев Даль, сын автора живого великорусского языка. Своими трудами он произвол переворот в общем взгляде на прошлое архитектуры русского народа и пробудил к ней интерес. Неустанно говоря о связи с индийской архитектурой, он призывал обратить внимание на зодчество Русского Севера.

Его дело продолжил В.В. Суслов. Осуществив ряд экспедиций в Швецию, Норвегию и на Русский Север, посветив много времени реставрационной деятельности, Владимир Васильевич оставил фундаментальные труды по истории и теории народного зодчества. Именно благодаря его кропотливой и многосторонней работе по осмыслению наследия русского деревянного зодчества, появился знаменитый альбом архитектурных фантазий «Русское зодчество по преданиям народный старины». В него вошли 100 авторских иллюстраций, в которых Суслов выразил свои отклики и личные впечатления, полученные при изучении древних памятников народного зодчества.

Благодаря этому альбому мы можем лицезреть теремные хоромы во всей их красе. Важно отметить, что В.В. Суслов носил звание академика архитектуры, очень почётного на тот момент и был признанным практиком. В.В. Суслов говорил: «Все выводы, основанные на изучении памятников искусства, как и вообще всех образных остатков древности, имеют тем большую цену, что опираются на наглядные примеры, на действительность, как бы воскрешаются перед нашими глазами». Это даёт основания со всей серьёзностью относиться к альбому как к наглядному пособию по русскому стилю.

Как появлялась многоуровневость
Теремной дворец Алексея Михайловича в Коломенском
Столовая в теремном дворце
Терема - центры возрождения русской культуры.
Ещё одно удивительное наблюдение: там, где возрождалась русская культура, почти всегда строились терема. Такие центры возрождения русского стиля как Талашкино, Абрамцево, этому наглядное подтверждения. Самый известный художник, воспевавший русскую старину на своих полотнах – Виктор Васнецов, тоже жил и творил в тереме с башней.

Конечно, устремление духа первично, и именно оно зовет к созданию теремов, но лишь для того, чтобы была создана среда, в которой можно было бы чувствовать себя в своём мире, помогающая создавать новые образы нашего мира и шаг за шагом притворять их в жизнь. Чтобы мы, вслед за Александром Невским могли сказать, что Русь жива! А чтобы сделать что-то значимое в мире, нужно иметь для этого много сил. Суметь их накопить и не растратить. Дом всегда воспринимался как место, помогающее сберечь и умножить силы. Что нужно человеку для радости повседневной жизни и возобновления жизненных сил: полюбоваться окрестностями(лучше с высоты), поговорить о жизни с близкими друзьями, глядя на заход солнца, согреться, защититься за крепкими стенами, иметь своё личное пространство, радоваться красоте дома и ходить по нему с интересом. Для реализации этих потребностей и строились терема.

Терем в Талашкино

Дом художника Васнецова

Славянский кремль
Виталия Сундакова
Для наиболее осмысленного выполнения вами домашнего задания, мы решили дополнить ваше знание о канонах теремостроения.

Художники нарабатывают мастерство, копируя и осмысляя лучшие произведения. Мы пойдём тем же путём. Это хороший повод проявить фантазию и наблюдательность. При изучении теремов я делал то же самое и потому могу с уверенностью сказать - что это важный шаг для освоения предоставленного материала. Кто хочет прокачаться ещё сильнее, можете представить вид хором с другой стороны и их нарисовать.
Задача: из 5 вариантов теремных хором выбрать два. Сохранить понравившиеся зарисовки и перерисовать их на лист формата А4. Просто ручкой. Просто смотрим и перерисовываем. Далее на каждую из этих работ нужно составить ещё по два листа формата А4(в клеточку) с описанием форм здания и его функционирования.
Made on
Tilda