Учебный курс
"Спроектируй свой терем"
Вместе создаём культурную среду для жизни и творчества.
Четвертое занятие.
Воздействие формы на пространство.
Задача: продумать соответствие плана помещений, задач, которые в них выполняются и наиболее подходящей для этого кровли. Детально нарисовать кровлю дома. Письменно аргументировать свое решение.
Понятие о биополе.
Ну вот мы и подошли к изучению Ведической архитектуры и Васту, как науку, изучающую знание энергетических и духовных законов развития вселенной. Чтобы эти знания лучше воспринимались, нужно проложить мостики от современной науки к древним знаниям. Начиная с понятия биополя.
Ещё в 60х годах 20 века появилась возможность запечатлевать биополя при помощи камеры Кирлиана. Соответственно, предметы взаимодействуют не только на физических, но и на более тонких уровнях. При возведении дома образуется его структура, в том числе и на более тонких уровнях, которые взаимодействуют с человеком и оказывают на него влияние.
Предметы светятся(обмениваются энергией) с пространством меньше, чем чем растения; растения - меньше чем животные. Человек светится интенсивнее животного, особенно в области головы. Чем выше уровень организации материи, тем больше светимость. Предмет ручной работы имеет светимость выше, чем станочный. Ручная резьба, масляная краска, вязанная нить, удерживают больше энергии, вложенной человеком. Не зря их использовали при украшении дома.
Наибольшей силой обладают дома, люди и предметы, которые имеют целостность, то есть когда каждые их части входят в резонанс и усиливают друг друга. Как мы знаем, у человека несколько оболочек, или тел, которыми он воспринимает разные виды энергии. Даже если осмыслить слово ду-ша с образной точки зрения, то получится Ду (два и более) ша(шаров). Встречаются люди, у которых не сформированы самые тонкие тела, В таких случаях, человек практически не чувствует соответствующие по тонкости влияния.
Все виды тонких энергий проникают друг в друга и в плотную материю, усиливая и ослабляя друг-друга. Можно выделить несколько уровней плотности энергий: 1) уровень идей, устремлений, творческого вдохновения. План ориентиров и смыслов жизни. 2) уровень жизненных программ, тонких чувств, образов. Ценностей и мотивации. 3) уровень мыслей, настроек, ум, "ментал". 4) уровень эмоций, желаний, чувств (астральный план). 5) Эфирный план - ци, чи, сила, то, что показывает кирлиано, маятник, рамки. 6) Явные , видимые проявления предметов. Материя.
Физический орган человека связан с эфирным полем этого органа, его самочувствием и его энергиями. Эти энергии связаны с эмоциями, эмоции - с видом мышления, мышление - с мировоззрением, мировоззрение - с ценностными ориентациями, далее - с соответствующими способности души и духа. Человек проводит много времени внутри дома, и структура дома, состоящая из энергий материала, геометрии пропорций дома и энергий, которые наполняют дом, влияет на человека, его здоровье и судьбу.
Движение энергии в форме.
Начнём осмысление движения энергии с линии. К линии относится то, что похоже на линию: трубопровод, дорога, ручей, столб, дерево, доски при обшивке стены. Энергия течёт вдоль линии и интенсивность этого потока зависит от мощности линии. Как линия, нарисованная на земле и газопровод. Для свободного стекания энергии с линии в пространство, нужно, чтобы конец линии не ограничивался. В случае ограничения, поток энергии линии будет склонен разрушать это ограничение. Поэтому старались не строить в том месте, в которое упирается дорога. При ограничении прямой линии с двух сторон получается отрезок. В нём всегда образуется центр, который имеет повышенную энергетику. Угол останавливает поток. Энергия потока тратится на разрушение угла и выход энергии с другой стороны линии.
Чем длиннее и прямее линия, тем быстрее разгоняется поток энергии вдоль неё. Плавные изгибы замедляют и успокаивают движение энергии. При пересечении двух и более разных по характеристикам линий (трубопровод и кабель) образуется патогенная зона. На гармонизацию пространства вокруг него тратится энергия организма, либо средой. Всякая плоскость имеет границы, и энергия на границе плоскости ведёт себя динамично. Кроме того, сама плоскость создаёт поток энергии вдоль себя. Взаимодействуя, потоки вдоль ограниченной плоскости создают вертикальный поток в центре вверх и вниз. Имеет воздействие и цвет, контраст, материал.
Более развёрнуто: "Живые поля в архитектуре"
Так же очень рекомендую заказать эту книгу:
О принципах движения энергии
Из выступления Сергея Балуты:
Из чего состоит вопрос воздействия формы на пространство? В основном, из формы и пропорций здания и формы и пропорции его крыши. Давайте начнём с самой формы здания. В его основе обычно лежит квадрат, или прямоугольник. С точки зрения Васту, наиболее благоприятная форма дома стремится к квадрату. Если одна из его сторон, как в доме, так и на участке начинает вытягиваться, то энергетика становится более динамичной. Обозначим это штриховкой. Так происходит до вытягивания прямоугольника до пропорции золотого сечения (1:1618). При дальнейшем вытягивании, участок, или объём дома, энергетически делится пополам. То есть у него появляется энергетическая граница, перегородка со своими минусовыми зонами в середине длинных сторон с двумя энергеическими центрами. В пропорции 1:2 плоскость успокаивается и становится статичной. При дальнейшем вытягивании идут последующие дробления.
Дом - это колебательный контур а угол кровли задаёт частоту колебания. Плоские крыши низкая частота, энергия направляется в землю, и наоборот. Поэтому храмовые строения все островерхие.
На рисунке изображены 7 углов, 7 ног. При кровле с углом равным 4 ноге(45 градусов относительно горизонта либо 90 между собой) стабилизируется вертикальный поток энергии, а уже при 5-й начинает идти в верх. Для каждой постройки была своя крыша, люди знали что овощи хранятся лучше под плоской крышей, курятнику уже нужна 2 нога, коровнику 3-я, изба крылась 4-ой, и так далее, терема, хоромы, храмы. Чем выше частотность мозговой деятельности у человека тем острее угол крыши его жилища.
Так же крыша дома может быть в виде купола. Купол собирает энергии как линза. Купол формы части шара собирает энергию в точку - центр шара, а параболический - в вертикальную линию - ось параболы. Снаружи купола появляется вертикальный луч - пучок. Сила воздействия купола пропорциональна не только его диаметру, но и массе материала. Заострение верхней части купола создаёт усиление потока энергии вверху(стекание, стрела). Уравновешивая его, усиливается поток снизу, под куполом. Но форма купола такова, что поток энергии вверх на порядок больше потока энергии вниз. Предмет на острие купола задаёт проходящей через него энергии программу.
Форма и пропорция кровли. Забелинъ.
Считалось, что первая красота здания в его покрытии, его кровле. Старина вообще любила крутые кровли. Высокие хоромины в 2-3 яруса покрывались нередко очень крутыми кровлями на 4 ската, которые соединялись в вершине в острую верхушку пирамиды. Обыкновенная вышина такой кровли равнялась целой ширине её основания, иногда в ¾ или 0,5 основания. Такая кровля называлась колпаком. Если терем по окладу состоял из продольного четырёхугольника, то его покрывали иногда палаткой, а для большей красоты, бочкой.
Форма бочки получалась в срезании с окружности «бочки» 1/3, 1/4, 1/5 диаметра, и эту самую долю приставляли к вершине бочки для её заострения. Высота покрытия бочкой обыкновенно равнялась широте её основания. В такой кровле обычно и устраивали летнее жильё. На клетях, квадратных по окладу, бочки ставили крест-на-крест. Они обычно устраивались над площадками крылец, а над крестом бочки ставился ещё и шатрик, как признак того, что покрытие возвышается над сенью. На обширных квадратных клетях кровли покрывались так же кубом. Такая кровля имела четыре кубоватых округлых ската. И в целом по вышине и ширине представляла собой настоящий куб.
Все виды высоких и изогнутых кровель в своих спусках обделывались полицею – сломом кровельного ската в виде полки. Защищавшей стены здания от потоков дождевой воды. Под полицы иногда ставились желоба. По внутренней части эта полка украшалась всегда подвесной резьбой, составляя как бы карниз.Что же касается покрытия кровель, то оно делалось из тёсаных досок(тёса), или колотой щепы – дранки. Выгнутые в бочку, в куб, восьмигранник покрывались лемехом(гонтом). Такие дощечки с округлостью на конце назывались чешуей. Срок службы такой кровли около 40-50 лет без дополнительных покрытий. Дранка или лемех делались в основном из осины, которая со временем приобретает серебристый цвет(как в Кижах). И это придаёт особую красоту. Когда во время второй мировой войны один из немецких лётчиков получил задание разбомбить Кижи, он не смог этого сделать, увидев как солнце отражается в этих серебристых пластинах и озаряет собой всё вокруг.

Кровельное пространство нередко служило в качестве летней спальни и для хранения различных вещей, которыми пользовались не слишком часто. В кровлях могли прорубаться окошки для лучшего освещения. Самые верхние теремные этажи не использовались для зимнего проживания. В это время они служили сенями, или, как бы мы сейчас сказали, тамбуром, сохраняющим тепло в доме, так как большая часть тепла уходит через потолки и крышу. Крышу дома утепляли дубовыми листьями, иногда соломой или просеянной землёй, замазывая все щели глиной. Сейчас для этих целей можно использовать костру – продукт переработки льна. И в то время, когда на улице -20С, под крышей +5С, а в самом доме уже все 20С. Этот пример показывает, как предки сочетали красоту и практичность.
Терем царя Алексея Михайловича.
Основной принцип "сборки" русского зодчества - каждому функциональному объему - свое завершение. Форма - это следствие поставленной задачи. Для чего строение - такая и форма должна быть, соответствуя задаче. Если рассматривать терем Алексея Михайловича, как множество объёмов, имеющую разное функциональное назначение, то мы можем выделить различные типы теремов, которые можно взять за основу для собственного дома. В зависимости от интереса семьи силу можно направить на разное. Хочешь жизни в большом достатке, строй так: 1. Хочешь дух крепкий и устремлённый, строй так: 2. А если ты царь, то строй и так и так.
Разбор терема Алексея Михайловича
Из выступления Сергея Балуты:
О свойствах резонаторов.
Веды о сотворении мира.
Чтобы более глубоко понять механизмы влияния формы на пространство, воспользуемся знанием из Вед, изложенных С.В. Жарниковой в видео из первого урока: "Первичный свет, отошедший от творца - Брахмо, или эфир, высший из элементов, и у него только одно свойство - звук, считалось, что эфир порождает 7 звуков и ещё аккорд. Затем следует ветер - движение, у которого уже 2 свойства: звук и касание и наконец свет, который обладает 3 свойствами: звуком, касанием и образом. Свойством, присущим только свету, является образ, он - то и творит весь образный мир. То есть свет, обладающий звуком, касанием и образом, создаёт мир проявленный. Является его творцом. И производно рождённого им пространства времени".
Мы остановились на эфире - звуке. Далее касание и образ. Если весь плотный мир был создан светом, который несёт образ, то, видимо, звук и касание как таковые формировали мир не плотный, или ничего не формировали, а лишь создавали определённую сетку, структуру, среду, на которую уже могли ложиться образы. Образы в принципе связаны с душой. как говорится, душа мыслит образами.
Но дух по отношению к душе первичен, так как сначала должен быть выстроен силовой каркас. Дома, пространства, человека. При чём сначала, как в духе, так и в душе закладываются основы, которые затем получают своё развитие. Как в классической музыке. Как семя дуба, из которого вырастет дерево. По логике, "силовые линии духа" должны были пропахать пространства на всех частотах, которые должны были потом быть заполнены светом. То есть именно эфир(всерод) - дух заложил основу мирозданья и предопределил русла, по которым хлынул свет. И принцип построения этого каркаса должен быть универсален и прост, иметь безконечную вариативность.
Далее образы. Свет несёт образ и засевает семечки этих образов в узлах силового каркаса.
***
Жарникова: "Однако более глубинной основой существования материального мира является мысль, или слово. Русичи же поклонялись вещ бо солнце свету, не имеющего видимого источника. Символом белого цвета, или бога Рода(Арта), которого так же называли Артемидом, или законом Света, всегда было только колесо с 6 спицами или 6-ти лепестковая розетка".
Видимо, цветок жизни и есть образная модель силового каркаса всего мироздания. Его простейшая основа, получившая многомерное развитие. Далее хочу озвучить некоторые мысли. Которые могут приблизить практическое использование цветка жизни. Скажу сразу, что мне не удалось найти архитекторов, которые сумели бы его применить при проектировании.
А с формой и символом, видимо, связь следующая. Волна - вибрация - несущая частота структурирует пространство. в чистом виде как эту соль. Как из этого сделать утилитарный резонатор? Соединяем точки пересечений в опредделенной последовательности и получаем символ, вибрирующий на определенной частоте. Что - то как с чаканой на записи: 10.45. Видимо, цветок жизни в своём развёрнутом виде показывает основные силовые линии. И на них нанизываются остальные "рисунки" на разных частотах. У меня уже несколько лет есть мысль о создании программы, которая сможет работать в объёме по принципу цветка жизни по заданным алгоритмам и пропорциям. Когда все узлы принципиально видны и на них можно нанизывать формообразование, когда это можно растягивать в пропорции и как по нотам играть архитектуру. Подбирая звучание каждого объёма. И ещё дело в том, что размер ячейки в цветке жизни не произвольный, он должен быть связан с длинами волн и саженями, и их характеристиками, соответственно. Тогда можно было бы брать такую сетку и прямо накладывать на участок.
Made on
Tilda